Капоэйра

На сегодняшний день капоэйра – бразильский  вид боевого искусства – является самым завораживающим единоборством в мире. Сочетая в себе  элементы танца, акробатики, игры с  захватами, ударами и бросками, капоэйра приобретает по миру все больше приверженцев и завоевывает все новые пространства.

Как боевое искусство капоэйра уникальна тем, что развивалась самостоятельно, не испытывая влияния других боевых систем. Сегодня в Бразилии  капоэйра преподается в школах и университетах и занимает второе место по популярности после футбола. Но еще до 1937 года она была официально запрещена.

Предположительно, в Бразилии  искусство капоэйры  зародилось в XVII веке  как средство борьбы чернокожих рабов за свою свободу. В 1500 году южноамериканская страна стала португальской колонией. Из разных областей Западной Африки для работы на плантациях было доставлено и порабощено тысячи местных жителей. Плененные рабы привезли и свою боевую культуру, которая могла им дать  возможность побега и самообороны. Существует популярная версия, что слово «capoeira» пришло из индейских языков и означало «высокая трава» – символ скрывающихся беглых рабов. 

Капоэйра сначала являлось частью двух древних африканских религий – Умбанда и Кондомбле.  На первом этапе развития это были обряды, шаманские танцы, подражания движениям птиц и животных и только позже – единоборство с особой философией.  Для того чтобы скрыть истинное предназначение капоэйры, африканцы маскировали ее под танец с музыкой и песнями. Но, несмотря на то, что некоторые движения выполняются с необычайной грацией, они могут оказаться смертоносными.

Основа  капоэйры – это стремление к свободе, внутренней и внешней. Именно поэтому кроме  четких техничных боевых движений рук и ног  для единоборства характерны свободные перемещения в пространстве, акробатические прыжки и танцевальные жесты под зажигательные  бразильские мелодии. Ритм во время тренировки задается национальными музыкальными инструментами.

Даже сегодня капоэйра отчасти напоминает обряд. Действо начинается, когда участники собираются в круг – «роду» (так же называется и сам поединок), символизирующий солнце. Под звуки музыки они хлопают и поют. Затем в круг входит пара, и начинается импровизация – чередование различных ударов, обманных движений, смены позиций, подсечек ног противника, вращений, прыжков, сальто, колес, стоек на руках и голове. Такая техника  требует от спортсменов хорошей физической подготовки, гибкости и пластики. Постепенно темп музыки ускоряется, а игроки сменяют друг друга. Задача каждого – не упустить соперника из поля зрения, вывести его из равновесия и нанести неожиданный удар, демонстрируя искусство владения телом.  Все движения выполняются под музыку, которая является не только сопровождением, но и магической составляющей капоэйры.  Под звуки народных инструментов  участники поединка входят в состояние транса. Для этого  обычно используют беримбау (музыкальный лук), кашиши (небольшая корзинка с камнями), атабаки (ударный инструмент наподобие тамтама), пандейру, реко-реко, агого и другие. Считается, что если правильно на них играть, в роде будет образовываться особая энергия. 

Боевой аспект капоэйры  отличается от традиционных и восточных видов боевых искусств. Участники поединка не используют жесткие стойки и двигаются  быстро,  почти касаясь земли руками. Даже положение лежа они не считают поражением. Ведь чем ближе человек к земле, тем выгоднее его положение в боевых целях. Руки в Бразилии – инструмент созидания, а ноги –  разрушения, поэтому 90% ударов в капоэйре наносятся с помощью ног. Руки же используются для защиты и опоры, а также для проведения бросков. Иногда в боях древней капоэйры применяли  оружие. Традиционно – мачете,  реже – специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которое удерживается пальцами ног. Поединок с ними называется «мокелеле». Проходит он, как и рода, в кругу под пение и музыкальное сопровождение.

Современная капоэйра состоит из двух основных стилей –  ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, плавные движения, региональ – более скоростной стиль, изобилующий сальто, акробатическими элементами и силовыми ударами. Для обеих разновидностей единоборства свойственна очень низкая стойка и удары  в прыжке. Защита выполняется при помощи джинго – перемещений  с линии атаки. Очень часто игроки исполняют кроме джинги замысловатые движения, схожие с движениями различных животных.

Традиционный костюм капоэриста составляют белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. От уровня мастерства зависит цвета пояса, которые соответствуют колору флага Бразилии. Новички носят зеленый пояс, следующая ступень – зеленый с желтой полосой. У инструкторов – желтый пояс или желтый с синей полосой. Синий носят старшие инструкторы, а белый – мастера. Подобная цветовая символика принята в Федерации капоэйры.

После отмены в 1888 году рабства  капоэйра стала национальным видом спорта Бразилии. В 1937-м  она получила официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта. В городе Сальвадоре открыли  Региональный центр физической культуры – первой школы капоэйры под руководством мастера Бимбы. Сегодня в Бразилии проходят  чемпионаты мира  и официальные соревнования по капоэйре среди любителей и профессионалов. Мастера древнего боевого искусства являются постоянными участниками бразильских карнавалов. Туристам  обычно демонстрируют поединки в виде танцевального шоу  с  большим количеством акробатических трюков и эффектных движений. В такой игре, называемой бенгелой,  удары не наносятся, а только обозначаются.

Еще до недавнего времени за пределами страны о южноамериканском единоборстве   практически никто не знал. Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе и странах СНГ. В конце 1990-х годов в России прошло несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров бразильского боевого искусства. Школы капоэйры существуют уже в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах нашей страны.

 

Текст подготовила Мария Мещерякова

Новость портала agisinfo.ru

comments powered by HyperComments
21 ноября 2018 17:31


Всего объектов 355
Всего отзывов 0

Нашли ошибку?

Добавить предприятие

ДаВинчи

просп, Авиаконструкторов, 35

Школа им. В. И. Алексеева

Просп. Раевского, 16

Йогиня.ру

Ул. Подольская, 2 (помещение школы, 1-й этаж)

Йога 23

Ул. 6-я Советская, 3